• Главная
  • Самовольный уход ребенка из дома

Самовольный уход ребенка из дома

В последнее время в области участились случаи самовольных уходов несовершеннолетних детей из дома и из учреждений интернатного типа. Так, по информации УМВД России по Владимирской области, за 3 недели сентября зарегистрированы самовольные уходы 27 детей (в том числе 7 – в г. Владимире, по 5 – в г. Гусь-Хрустальный и окр. Муром, 4 – Собинском районе).

или самовольный уход подростка из дома, семьи и последующее бродяжничество считаются одним из внешних проявлений социального неблагополучия ребёнка.

Первый побег (самовольный уход) совершается после определенного проступка, ссоры, психической травмы, жестокого обращения, а затем такая форма реагирования закрепляется, и ребенок на любую трудную ситуацию отвечает побегом из дома. Естественно, что причину побега не следует искать лишь только во внешней среде. Многие побеги обусловлены возрастными, характерологическими, личностными особенностями, различными нарушениями психического развития.

К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:

1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.

2. Переживание «драйва».

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

3. Скука.

Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

Отсутствие смысла жизни.

- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;

- тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

- чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;

- чрезмерной критичности взрослых.

Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятия значимых взрослых.

Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.

Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

5. Протест против родителей.

6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).

7. Замкнутый круг.

Иногда уход из дома становится для подростков единственной возможностью выразить свой протест. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

3.4. Действия родителей при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи

3.4.1. Не поддавайтесь панике.

3.4.2. Если ваш ребёнок самовольно ушёл из дома и его местонахождение неизвестно, прежде всего вспомните о последних увлечениях (компьютерные игры, наиболее посещаемые сайты в сети Интернет, музыка, отношение к молодёжным субкультурам, увлечения, друзей ребенка и настроение его в последнее время). Обзвоните друзей вашего ребёнка, причём разговаривайте не только с детьми, одноклассниками, но и их родителями, прося их об адекватных действиях, в случае, если ваш сын или дочь появится в поле их зрения.

3.4.3. Позвоните и опросите родственников и знакомых, классного руководителя, поинтересуйтесь информацией о вашем ребёнке. Может быть, они помогут вам сориентироваться в его возможном месте нахождения.

3.4.4. Проверьте, какие вещи пропали из дома. Может быть, одежда или деньги. Тогда можно определить, ушёл ли ваш ребёнок намеренно или пропал.

3.4.5. Если все эти действия не принесли результата, срочно обратитесь для организации поиска в отдел полиции, взяв с собой документы на ребёнка и его фотографии. В отделе полиции напишите заявление о розыске. Предоставьте как можно больше информации о ребенке. В поисках все имеет значение: привычки, предпочтения, информация о состоянии здоровья, круг общения и др. Чем раньше вы обратитесь в полицию, тем быстрее начнутся поиски.

3.4.6. Далее действуйте согласно полученным указаниям от сотрудников полиции.

3.6. Мероприятия, проводимые после возвращения несовершеннолетнего, самовольно оставившего семью

По возвращению несовершеннолетнего самовольно, оставившего семью, с ним и его родителями беседует сотрудник органов внутренних дел, который устанавливает причины (обстоятельства конфликтной ситуации, побудившие ребенка к уходу из семьи), условия совершения (обдуманного/ необдуманного) самовольного ухода.

В случае выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком, нанесения телесных повреждений документирует данные факты, докладывает руководству органа МВД и решает вопрос о проведении проверки в порядке ст. 144, 145 УК РФ, при необходимости привлекает родителей (и иных лиц) к ответственности в соответствии с законодательством.

Кроме того, направляет письменную информацию по месту учебы подростка и рекомендует подростку и его родителям или законным представителям обратиться к психологу, при этом предоставляет данные психологических служб, осуществляющих деятельность на территории обслуживания.

В случае совершения подростком повторного ухода направляется информация в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и решается вопрос о постановке подростка и его родителей на учет органов внутренних дел.

Сведения о семье, несовершеннолетнем, в соответствии с требованиями законодательства, вносятся в банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Яндекс.Метрика