Уважаемые родители!

14.12.2019
Вы, безусловно, самые близкие и значимые для ребенка люди. Вы стремитесь быть успешными родителями. Вы испытываете тревогу и беспокойство за настоящее и будущее своего ребенка.
Это здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.
Современный мир - это мир скоростей, мир стремительного темпа жизни, мир компьютерных технологий и новых возможностей, мир соблазнов и искушений. Жить в нем одновременно и интересно, и сложно.
Многие подростки кидаются в крайности: то бросаются в погоню за удовольствиями, то переживают разочарования, доходящие порой до поведения с риском для жизни.
Не только соблазны и искушения современного мира и общества могут нести опасности для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное. Вместе с ребенком растет родительская тревога за будущее, все чаще возникает вопрос, что будет дальше...
Многих родителей тревожит рискованное поведение подростков, потребность в риске. Если разобраться, в тяге к рискованному поведению нет ничего плохого. Это часть развития личности, взросления, период, когда еще недавний ребенок должен самостоятельно выйти из привычного, понятного круга семьи и встретиться с внешним миром. Естественно, ребенок никогда и не был изолирован от окружающих (детский сад, школа, кружки, двор и т.д.). Но ранее он не принимал так много самостоятельных решений, был ориентирован на поведение родителей, их одобрение или порицание. Подросток хочет стать самостоятельным, считая себя почти взрослым. Взрослым – значит таким, как… Родитель? Герой боевика? Взрослый хулиган во дворе? Герой «Дома-2»? или иным? Вот и подростку трудно разобраться в моделях взрослости, демонстрируемых ему со всех сторон. Но, он точно знает, что быть взрослым – это значит позволять себе рискованное поведение в том числе.
Несмотря на то, что поиск риска характерен практически всем подросткам, риск риску рознь.
Выделяют 2 типа рискованного поведения:
- Первый - когда подросток рискует с целью получения позитивного опыта для дальнейшей самостоятельной жизни. Это рискованное поведение, помогающее развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум, добиваться поставленных целей (вступление в группы, клубы, волонтерские отряды, организация собственных социальных объединений, разделение своих чувств с друзьями, занятия спортом - с учетом безопасности, выбор занятий и заданий повышенной сложности в учебной деятельности, участие в кружках, научных клубах, в походах, квестах и др.)
- Второй - поведение, включающее виды деятельности, опасные для жизни и здоровья. К ним относятся употребление наркотиков, алкоголя, нарушение закона и т.д. В этом случае подростки могут искать или создавать ситуации явной угрозы для жизни: балансировать на краю крыши, перебегать рельсы перед близко идущим поездом и т.п. С каждым разом поведение подростков становится более рискованным и опасным, они начинают выпивать больше алкоголя, пробовать разные наркотики, вести беспорядочную половую жизнь и т.д. Негативные последствия такого поведения их не останавливают.
Вы раздраженно скажете, что это точно не про Вашего ребенка! Так думают 99 % родителей!
Увы, не существует никаких гарантий того, что взросление Вашего ребенка обойдется без «второго» типа рискованного поведения. Что же необходимо знать родителю для того, чтобы разобраться в указанном вопросе?
Факторы риска — социально-психологические условия, повышающие угрозу вовлечения в зависимое поведение и факторы защиты — обстоятельства, повышающие социально-психологическую устойчивость к воздействию факторов риска.
Другими словами, ребенок должен научиться рисковать в пределах границ безопасных для жизни, приобретать важные навыки и уметь справляться с жизненными и психологическими проблемами. А задача родителей вовремя заметить, распознать, предотвратить включение ребенка в ситуации опасные для его жизни.
С 2013 года во всех образовательных организациях Российской Федерации на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» (далее Закон) осуществляется процедура, направленная на раннее выявление незаконного потребления обучающимися образовательных организаций наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии со статьей 53.4 Закона раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ включает в себя два этапа:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательной организации (далее СПТ);
- профилактические медицинские осмотры обучающихся (далее ПМО)
Часто задаваемые вопросы о СПТ
С какой целью проводится СПТ обучающихся?
- СПТ позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей получения образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако, этот процесс может нарушаться. СПТ позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.
- СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, и призвано удержать подростков и молодежь от «экспериментов» с наркотиками, от так называемой «первой пробы» и дальнейшего приобщения к потреблению.
- СПТ является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения наркомании в подростковой и молодежной среде.

С какого возраста проводится СПТ?
В СПТ принимают участие лица, достигшие возраста 13 лет (с 7 класса) исключительно при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей (законного представителя). Согласие фиксирует разрешение вашему ребенку участвовать в тестировании, а также подтверждает вашу осведомленность о цели тестирования, его длительности и возможных результатах.
Обучающиеся в возрасте 15 лет и старше дают добровольное информированное согласие на участие в социально-психологическом тестировании самостоятельно.
Если ребенок обучается в 7 классе, но не достиг возраста 13 лет, он также может стать участником СПТ при наличии письменного добровольного информированного согласия одного из родителей.
Совершенно не нужно давать согласие на участие подростка в СПТ обоим родителям, бабушкам, дедушкам и старшим братьям!

Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?
В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?
В 2019 году во всех образовательных организациях Российской Федерации вводится Единая методика СПТ обучающихся, разработанная и подготовленная к внедрению Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких-либо наркотических средствах и психотропных веществах.

Могут ли быть негативные последствия по результатам СПТ?
В соответствии с законодательством СПТ является конфиденциальным.
Родителям и подросткам дается гарантия, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ. Такую гарантию дает руководитель образовательной организации и несет за нее ответственность по закону.
Личные данные ребенка кодируются. Конфиденциальность при проведении СПТ и хранении информированных согласий обеспечивает руководитель образовательной организации. Можно ли передать результаты СПТ третьим лица? Да, но только в том случае, если родителей или сам обучающийся, достигший возраста 15 лет, дал на то особое разрешение.
Каждый родитель имеет право на получение информации о результатах СПТ своего ребенка, не достигшего 15 лет. Дети с 15 лет могут обратиться за результатами теста самостоятельно. Результаты СПТ (конфиденциально) обучающийся 15-ти лет и старше или родитель подростка до 15 лет может обсудить со школьным психологом.

Яндекс.Метрика